ВЛАДИМИР СОЛОУХИН
ГЛАВНАЯ
Вот обронил фразу о том , что не очень люблю поэзию и подумал – может быть просто пишут о том , что мне не очень близко ? Ведь я оптимист , бодро идущий по жизни , никогда не унывающий перед невзгодами , которые встречаются иногда на пути . А поэты – народ часто меланхоличный . Переживают о каких-то там астральных бурях в стакане . Часто попадаются нытики . Духовно крепких поэтов – совсем мало . Не в смысле религиозности , а не привязанных к бытовой суете , смотрящих на что-то значимое . И умеющих видеть значимое даже в чем-то обычном .
Пожалуй некоторые стихи все же оставили теплое воспоминание о прикасании к ним . Например некоторые у Владимира Солоухина .

Дирижер.

Я слушал музыку , следя за дирижером .
Вокруг него сидели музыканты – у каждого особый инструмент .
Сто тысяч звуков , миллион оттенков !
А он один над ними возвышаясь , движеним палочки , движением руки ,
движением головы , бровей , и губ , и тела ,
и взглядом , то молящим , то жестоким , те звуки из безмолвья вызывал .
А вызвав , снова прогонял в безмолвье .
Послушно звуки в музыку сливались : то скрипки вдруг польются ,
то тревожно господствовать начнет виолончель ,
то фортепьяно мощные фонтаны ударят вверх и взмоют , и взовьются ,
и в недоступной зыбкой вышине рассыплются на брызги и на льдинки ,
чтоб с легким звоном тихо замереть …
Покорно звуки в музыку сливались …
Но постепенно стал я различать подспутное и смутное броженье неясных сил ,
их шепот , пробужденье , их нарастанье , ропот , приближенье ,
глухие их подземные толчки .
Они уже почти землетрясенье , они идут , еще одно мгновенье – и час пробьет …
И этот час пробил !
О мощь волны , крути меня и комкай , кидай меня то в небо , то на землю .
От горизонта и до горизонта кипящих звуков катится волна .
Их прекратить теперь уж невозможно , их усмирить не в силах даже пушки ,
как невозможно усмирить вулкан .
Они бунтуют , вышли из под власти тщедушного седого человека ,
что в длинном фраке , с палочкой нелепой задумал со стихией совладать .
Я буду хохотать , поднявши руки . А волосы мои пусть треплет ветер .
А молнии , насквозь пронзая небо , пускай в моих беснуются глазах ,
их огненными делая из синих .
От горизонта и до горизонта пускай змеятся молнии в глазах .
Ха-ха-а ! Их усмирить уж невозможно, (они бунтуют , вышли из-под власти) ,
как невозможно бурю в океане утишить вдруг движением руки .
Но что я слышу … Нет … Но что я вижу :
Одно движенье палочки изящной , -- и звуки все упали на колени .
Потом легли … Потом уж поползли …
Они ползут к подножью дирижера , к его ногам !
Сейчас , наверно , ноги ему начнут лизать и пресмыкаться …
Но дирижер движением спокойным их отстранил и держит в отдаленье .
Он успокоил , он их приласкал .
То скрипки вдруг польются , то тревожно господствовать начнет виолончель .
То фортепиано мощные фонтаны ударят вверх , и взмоют , и взовьются .
И в недоступной зыбкой вышине рассыплются на брызги и на льдинки ,
чтоб с легким звоном тихо замереть …
Все правильно , держать у ног стихию и есть искусство .
Браво , дирижер !

хххххххххххххххххххх

Доступно людям чувство красоты .
И человек с веками научился зарю , страданье , женское лицо
класть на холсты , играть на дивной скрипке
и в бронзу строк упорством загонять .
Умеем мы в картинных галереях смотреть на самодельные рассветы .
А наблюдая утреннее небо , и летний лес , и осень золотую ,
не можем мы невольно не сравнить живую красоту , живую свежесть
с твореньями великих мастеров .
Но иногда увидится такое , пред чем немеют краски и слова .
Есть на земле такое , говорю , что ни смычку , ни кисти не покорно ,
любому недоступно мастерству .
О лепестки нежнейшего цветка резцы стальные скульптор обломает ,
а не создаст подобия ему .
Есть на земле такое , говорю , что и пытаться передать не нужно .
Что выше всех известных нам искусств уж потому , что живо .
Гениальней любых искусств земною простотой .
Оставь слова . Замри , благоговея ,
молча перед великой красотой !

ххххххххххххххххххххх

Вон с этой женщиной я долго целовался . Я целый день с ней жадно целовался .
И вот живу . И вот гляжу , скучая , на небо в однотонных облаках .
А на душе пустынно и неярко , как будто я совсем не целовался .
И пресно . И умыться не мешало б . А душу сполоснуть горячим спиртом ,
граненый опрокинувши стакан .
Вон с этой женщиной мы шли вечерним лесом . Я за нее руками не хватался .
Я с ней совсем , совсем не целовался . Лишь на руках пронес через ручей .
Она ко мне доверчиво прильнула , в мои глаза туманно заглянула
и щеку мне дыханьем обожгла .
И вот живу . И грудь полна восторга . И легкое кружение ,
как будто я выпил спирт и тут же захмелел .
А на щеке горячее дыханье еще живет . Боюсь рукой коснуться,
чтоб не стереть его , не уничтожить .
Так что ж такое женская любовь ?

ххххххххххххххххх

Не прячьтесь от дождя ! Вам что , рубашка
дороже , что ли , свежести земной ?
В рубашке вас схоронят – належитесь .
А вот такого яркого сверкания ,
прохладных струй , что льются с неба , (с неба !) ,
прозрачных струй , в себе дробящих солнце ,
и пыль с травы смывающих , и листья
полощущих направо и налево ,
их вам увидеть будет не дано .
Смотреть на дождь ? Какая ерунда !
Сто раз я видел море на картинах , а толку ни на грош .
Где запах моря ? Где бархатная ласковость его ?
Где мощь его , когда волну прибоя ,
(сто тысяч тонн дрожащей синевы) ,
оно поднимет кверху , (как в ладонях) ,
и понесет , и выплеснет на берег,
и с ног сшибет , и в пене погребет …
Где соль его ?
Итак долой картины ! Долой на дождь гляденье из окна !
Жить надо всем . Глазами жить – убого .
Жить надо кожей , ртом и нервом каждым ,
и каждой клеткой , что пока жива , пока способна слышать влагу моря .
Жить надо всем .
Уже дождя мне мало . Я в сад бегу , и тонкие деревья –
стряхаю на себя , усиливая дождь .
Деревьев мало мне ! Пульсируя упруго ,
то льющаяся в звонкое ведерко , то ветром относимая капель
мне рушится на голову и плечи . Капель , даешь капель !
Она мне заливает глаза , и нос , и рот , глаза , и нос , и рот …
Но сквозь капель я все-таки хватаю ,
вдыхаю , как могу лишь , глубоко
дождем промытый , пахнущий сиренью
и чуточку железом ржавой крыши ,
(ведь все же с крыши падает капель) ,
большой земного воздуха глоток .

Колодец .

Колодец вырыт был давно . Все камнем выложено дно ,
А по бокам , пахуч и груб , сработан плотниками сруб .
Он сажен на семь в глубину и Уже видится ко дну .
А там , у дна , вода видна , как смоль густа , как смоль черна .
Но опускаю я бадью , и слышен всплеск едва-едва ,
И ключевую воду пьют со мной и солнце и трава .
Вода нисколько не густа , она как стеклышко чиста ,
Она нисколько не черна ни здесь , в бадье , ни там , у дна .

Я думал , как мне быть с душой с моей не так уж и большой :
Закрыть ли душу на замок , чтоб я потом разумно мог
За каплей каплю влагу брать из темных кладезных глубин
И скупо влагу отдавать чуть-чуть стихам , чуть-чуть любви !
И чтоб меня такой секрет сберег на сотню долгих лет .

Колодец вырыт был давно , все камнем выложено дно .
Но сруб осыпался и сгнил , и дно подернул вязкий ил .
Крапива выросла вокруг , и самый вход заткал паук .
Сломав жилище паука , трухлявый сруб задев слегка ,
Я опустил бадью туда , где тускло брезжила вода .
И зачерпнул – и был не рад : какой-то тлен , какой-то смрад .
У старожила я спросил : «Зачем такой колодец сгнил?»
«А как не сгнить ему , сынок , хоть он и к месту , и глубок ,
Да из него который год уже не черпает народ .
Он доброй влагою налит , но жив пока людей поит» .

И понял я , что верен он , великий жизненный закон :
Кто доброй влагою налит , тот жив , пока народ поит .
И если светел твой родник , пусть он не так уж и велик ,
Ты у истоков родника не вешай от людей замка ,
Душевной влаги не таи , но глубже черпай и пои !
И , сберегая жизни дни , ты от себя не прогони
Ни вдохновенья , ни любви , но глубже черпай и живи !

Хххххххххххххх

Прадед мой не знал подобной резвости , будучи привержен к шалашу .
Все куда-то еду я в тролейбусе , и не просто еду , а спешу .
Вот , смотрите прыгнул из трамвая , вот , смотрите , ринулся в метро ,
Вот под красный свет перебегаю , улицей лавирую хитро .
Вот толкусь у будки автомата , злюсь , стуча монетой о стекло .
Вот меня от Сретенки к Арбату завихреньем жизни повлекло .
Вот такси хватаю без причины , вновь бегу неведомо зачем .
Вот толкаю взрослого мужчину с крохотной березкой на плече .
Пред глазами у меня -- мелькание , в голове – мыслишки мельтешат ,
И чужда ты миросозерцания , с панталыку сбитая душа .
«Подожди , а что же это было-то ?» -- с опозданьем выскочил вопрос .
Словно дочку маленькую , милую , он березку на плече понес !
И в минуту медленной оглядки прочитал я эти девять слов :
«Здесь продажа на предмет посадки молодых деревьев и кустов» .
Вишенка , рябина и смородина у забора рядышком стоят .
(О моя рябиновая родина ! Росный мой смородиновый сад !)
Значит , кто-то купит это деревце , увезет , посадит у ворот ,
Будет любоваться да надеяться : мол , когда-нибудь и расцветет .
На листочки тонкие под вечер упадет прохладная роса ,
Будто вечер звездами расцвечен , распахнутся настежь небеса .
Радости , свершения , огорчения , мыслей проясняющийся ход .
Времени законное течение медленнои плавно понесет .
Время – и пороша ляжет белая . Время – ливень вымоет траву …
Что-то я не то чего-то делаю , что-то я неправильно живу !

Ххххххххххххх

Дрова ли колоть , стога ли метать , за другое ли браться дело ,
В каждой работе должна прилипать рубаха к горячему телу
От первого пота , от третьего пота , от седьмого пота …
А иначе … какая же это работа !

Аргумент .

О том , что мы сюда не прилетели с какой-нибудь таинственной звезды ,
Нам доказать доподлинно успели ученых книг тяжелые пуды .
Вопросы ставить , право , мало толку – на все готов осмысленный ответ .
Все учтено , разложено по полкам , и не учтен лишь главный аргумент .
Откуда в сердце сладкая тревога при виде звезд , рассыпанных в ночи ?
Куда нас манит звездная дорога и что внушают звездные лучи ?
Какая власть настойчиво течет к нам ? Какую тайну знают огоньки ?
Зачем тоска , что вовсе безотчетна , и какова природа той тоски ?



Хостинг от uCoz